Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные практики внутрифирменного повышения
квалификации педагогов в дошкольных образовательных
учреждениях: "Речевое развитие дошкольника в ДОУ"

Иваненкова Ирина Николаевна
            Профессиональное развитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Профессиональное развитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития. В определенном смысле, в руках педагогов — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих воспитанников.
            С 1 сентября 2013 года наша система начала жить в условиях нового Закона Российской Федерации «Об образовании», возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Неоспоримым маркетинговым преимуществом образовательного учреждения является профессиональная компетентность педагогов. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1.Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2.  Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3.  Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
              В соответствии с Профессиональным стандартом педагога – это новые педагоги, открытые всему новому, понимающие детскую педагогику и особенности развития дошкольников. Педагог всегда был, есть и будет ключевой фигурой в ОУ. В связи с этим появилась необходимость создания модели внутрифирменного обучения педагогического коллектива. Сущность процесса внутрифирменного обучения состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога.
Данный процесс предполагает:
  • обогащение знаний и умений педагога,
  • формирование профессиональной компетентности,
  • составление и реализация индивидуальных образовательных планов.
Результатом станет развитие профессиональной компетенции педагогов, что повлечет за собой улучшение качества образовательных услуг.
Поэтому мы определили задачи профессионального обучения персонала:
  • обновить знания, преодолевая разрыв между ранее полученной профессиональной подготовкой и новыми требованиями дошкольной организации;
  • стимулировать мотивацию к дальнейшему профессиональному саморазвитию;
  • помочь учесть чужой опыт профессиональной деятельности и переплавить его в свой индивидуальный профессиональный опыт, на основе чего проектировать свой дальнейший рост;
  • помочь осуществить профессиональную диагностику и самодиагностику уровня своего профессионализма;
Непосредственное обучение основывается на следующих принципах:
1) Обучаемый должен быть заинтересован в результатах. Чтобы научиться, человек должен этого хотеть
2) Далее, изучение должно подкрепляться. Специалисты в области психологии поведения считают, что обучающиеся достигают лучших
результатов, если полученные в процессе обучения навыки сразу же подкрепляются. Это делает цель зримой и дает чувство удовлетворения,
если она достигается.
3) Обучение должно включать практику. Требуется время, чтобы усвоить изучаемый материал и обобщить его. А для этого нужно не только его повторение, но и подкрепление на практике.
4) Представленный материал должен быть осмыслен. Этому могут помочь специализированные материалы – примеры, вопросы для обсуждения, материалы для самостоятельного изучения.
5) Использование методов активного обучения способствует развитию навыков групповой работы педагогического персонала ДОУ.
6) Теорию следует приблизить к конкретной рабочей обстановке.
Поэтому в составлении плана внутрифирменного обучения мы основывались на запросе самих педагогов (анализ деятельности, анкетирование по вопросам затруднений, анализ результатов педагогического наблюдения воспитанников)
Обучение должно осуществляться в рамках как теоретической базы, так и практических занятий.
Полученные знания должны отражаться в работе не только с воспитанниками, но и транслироваться родителям воспитанникам для создания развивающего пространства вокруг воспитанников.
Форма работы групповые (работа в творческих группах, совместная деятельность педагогов над решением проблемы).
          Анализируя деятельность дошкольного учреждения были выявлены ряд направлений в работе, где педагоги учреждения сталкиваются в определенными трудностями. Одно из этих направлений – это речевое развитие дошкольника. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Поэтому развитию речи воспитанников мы решили уделяется особое внимание.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей  обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
       Проанализировав организацию воспитательно-образовательную деятельность по речевому развитию в ДОУ, были выявлены определенные проблемы в работе педагогического персонала ДОУ:
1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.
2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
3.  Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не всегда  хочет ею заниматься.
7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения. Родители не всегда знают как, о чем говорить с ребенком, ограничиваясь лишь разговорами на бытовые темы, не учитывая потенциал ребенка.
 Исходя из вышесказанного было принято решение о проведении в ДОУ внутрифирменного обучения педагогов, включающее в себя организацию методической работы по теме «Речевое развитие дошкольника в ДОУ»
        Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста
        Задачи:
  1. Вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи детей
  2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
  3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.
  4. Развивать личностные профессиональные качества и педагогические компетенции педагогов.
 
Название педагогического мероприятия Цели и задачи Содержание (рассматриваемые вопросы) Результативность
Семинар
«Речевое развитие в ДОУ»
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять комплексный подход к решению задач по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обсудить содержание образовательной области речевое развитие ребёнка
2. Систематизировать теоретические знания педагогов по развитию речи у дошкольников,
повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
3. Сформировать мотивацию к обсуждению проблемы речевого развития личности ребенка дошкольника с использованием различных методов речевого развития.
4. Повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников

 
  • Актуальность проблемы речевого развития дошкольника
  • Компоненты и задачи речевого развития в соответствии с  ФГОС ДО
  • Развивающая предметно-пространственная среда – условия для развитие речи детей.
  • Практическое задание «Создаем уголок по развитию речи»
Разработка памятки «Речевой уголок в ДОУ»
Оформление информационных материалов для родителей по теме «Речевое развитие дошкольников
Семинар-практикум «ЗКР: от простого к сложному.» Цель: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.
3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

 
  • Сообщение логопеда о поэтапном развитии звуковой культуры речи по возрастным группам, нарушения звукопроизношения у дошкольников (логопед ЦПМСС)
  • Игровые технологии в развитии ЗКР.
Систематизация  и пополнение методических материалов  уголка по ЗКР
 
Конкурс «Волшебный сундучок по ЗКР»

 
Семинар-практикум «Игровые технологии по развитию речи» Цель: сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.
Задачи:
1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.
2. Укреплять субъективную позицию педагогов.
3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.
3. Пополнение предметно-пространственной развивающей среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению;

 
  • Концептуальные основы игровой технологии
  • Игра по станциям (практическая деятельность)
  • Дидактическая игра
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Театрализованная игра
  • Режиссерская игра
Систематизация и пополнение картотек по развитию речи.
Круглый стол «Инновационные технологии по развитию речи» Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.
Задачи:
1. Расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий;
2. Способствовать внедрению речевых технологии в образовательный процесс ДОУ;
3. Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

 
  • Традиционные и инновационные технологии в речевом развитии дошкольника.
  • Презентация педагогического опыта:
  • Мнемотехника в речевом развитии дошкольника
  • Педагогическая песочница в формировании речевых навыков дошкольника.
  • Ситуативное рассказывание.
  • Лего-технология для дошкольников.
  • ИКТ технологии
Создание банка педагогических идей по развитию речи (подборка методических материалов для педагогов по инновационным технологиям в развитии речи).
 
Открытые просмотры мероприятий с детьми с использованием инновационных технологий.
Семинар-практикум «Правильно ли мы говорим» Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.
Задачи:
1. Расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом.
2. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. 
3. Раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей дошкольного возраста..
 4. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

 
  • Культура речи педагога.
  • Компоненты профессиональной речи педагога.
  • Требования к речи воспитателя ДОУ.
  • Практикум: «Знатоки русской речи».
  • Значение культуры речи воспитателя детского сада.
  • Анкетирование педагогов ДОУ: «Стиль педагогического общения как показатель общей культуры педагога».
 
 
Создание коллажа «Культура речи»
Семинар
Творческое речевое развитие
Цель: Уточнить знания педагогов по вопросам: «Обучение дошкольников творческому рассказыванию»
Задачи:
1. Познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи.
2. Вовлечь педагогов в решение творческой задачи для выявления практической значимости применения в образовательном процессе современных методик обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

 
  • Теоритические основы творческого рассказывания
  • Игры на развитие фантазии и словесного творчества
  • Игровые упражнения ТРИЗ
  • Творческое рассказывание по картине
  • Комментирующее рисование
Выставка самиздата детского творчества.
Деловая игра «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника» Цель: способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой
Задачи:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3. Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

 
  • Значение книги в развитии дошкольника
  • Круг детского чтения.
  • Значение сказкотерапии
  • Книжные уголки в группе – нужны ли они детям.
Смотр-конкурс «Лучший книжный уголок».
Консультация специалистов «Развитие речи дошкольника в движении» Цель:  повысить уровень педагогической компетентности  педагогов,  используя  разные формы работы по развитию речи
Задачи:
1. Совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;
2. Познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе 
3. Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей.
Музыкальный руководитель
Традиционные методы развитие речи детей в двигательной деятельности:
  • Пальчиковые игры
  • Хороводные игры
  • Подвижные игры с диалогической речью
Инструктор по физическому воспитанию
Инновационные методы развития речи дошкольника в двигательной деятельности:
  • Аква-гимнастика
  • Биоэнергопластика
  • Кинезиологические упражнения
Подборка и систематизация игрового материала в группах.
Педагогический КВН «Развиваем речь детей» Цель: Обобщение опыта по проекту, оценка эффективности
Задачи:
1. Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
2. Активизировать интерес педагогов к теме , формирование потребности в саморазвитии.
3. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
4. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

 
Игровые задания, направленные на выявление и закрепление полученных знаний в ходе внутрифирменного обучения по теме «речевое развитие дошкольника»  
 
    Одновременно с проведением методических мероприятий по теме «Речевое развитие дошкольника в ДОУ», были проведены консультации для педагогов по вопросам представление педагогического опыта «Формы представления и особенности описания педагогического  опыта» В ходе этих консультаций педагоги получили ответы на такие вопросы, как
  • Какие грани педагогического опыта лучше представить?
  • Каким способом это лучше сделать?
  • В каком отношении соотнести практическую и теоретическую часть?
Были рассмотрены основные формы представления опыта и алгоритм его описания. Результатом данного мероприятия стали емкие и интересные презентации педагогов, где они делились с коллегами своим практическим опытом.
       Но,  как известно в воспитании ребенка  основная роль отводиться семье.  Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. С этой целью для педагогов ДОУ в рамках внутрифирменного обучения прошел  семинар-практикум «Особенности организации взаимодействия педагогов с родителями».  Семинар - практикум  предназначен  для  обучения  педагогов продуктивному общению с родителями, развитию профессиональной компетентности в сфере общения с родителями.   Результат: приобретение  коммуникативного  опыта;  умений использовать современные приемы и методы в работе с семьями воспитанников. Используя полученные знания на семинарах по внутрифирменному обучению, педагогами был составлен план работы методического объединения родителей учреждения «Родительский практикум» по теме «Речевое развитие дошкольника». Были проведены занятия с родителями по следующим темам:
1,  «ЗКР: говорим правильно, звонко и громко»
2.  «Мы играем – речь развиваем».
3.  «Что и как читать детям».
4.  «Учимся рассказывать и слушать».
В ходе этих мероприятий родители, под руководством педагогов поиграли в речевые игры, изготовили пособия по ЗКР,  пополнили библиотеки детскими книгами и освоили некоторые инновационные технологии, позволяющие стимулировать интерес ребенка к творческой речевой деятельности.
        Выводы: таким образом, эффективно организованная система внутрифирменного обучения становится важнейшим фактором в непрерывном образовании педагогов и позволяет организовать его с максимальной пользой для каждого педагогического работника  в соответствии с его запросами, целенаправленно используя все возможности  образовательного учреждения.  Данная форма повышения квалификации педагогами является наиболее интересной и эффективной, так как педагоги приобретают:
  • умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • использование различных способов интегрирования информации;
  • умение самостоятельно формулировать гипотезу;
  • возможность находить пути решения проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  •  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, четко, уверенно;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • сотрудничать и работать в группе;
  • самостоятельно заниматься своим обучением;
  • брать на себя ответственность за принятое решение;
  •  уметь выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
 
Информационно-методические ресурсы:
1. Методическая литература
  • Интерактивные технологии в практике реализации ФГОС ДО под редакцией Л.А.Тепляковой  - М., ТЦ «Сфера», 2017 г.
  • Е.А.Сыпченко «Инновационные педагогические технологии» СПб, ООО изд.»Детство- Пресс» 2012
  • Л.Л.Тимофеева «Современные формы организации детских видов деятельности» М.Центр пед.образования, 2015
  • Н.Н.Волохова «Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО»Волгоград, «Учитель» 2016
  • Игровые модели воспитания и обучения,  составит. А.Н.Брызгалова М. Школьная Преесса 2005
  • Н.В. Нищева «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» СПб,  ООО изд.»Детство- Пресс» 2017
  • Л.В.Рыжова «Методика работы со сказкой» » СПб, ООО изд.»Детство- Пресс» 2012
  • Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» М.: Айрис-пресс, 2006
  • Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» М.: ТЦ «Сфера» 2006
  • О.А.Бизикова «Развитие диалогической речи в игре» М.изд.Скрипторий» 2003
  • О.С.Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности»  М.: ТЦ «Сфера» 2009
  • Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой» , ООО изд.»Детство- Пресс» 2018
2. Интернет-ресурсы
  • Сетевой научно – практический журнал "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" http://www.iuorao.ru/2010-01-01-18
  • РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ  Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений  http://www.resobr.ru/
  • Школа управления общеобразовательным учреждением Первое профессиональное издание для руководителей образовательных учреждений http://schooldirector.ru/?r1=907_11
  • Журнал «Дошкольное образование»  http://dob.1september.ru/ 
  •  Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Фестиваль стал самым массовым и представительным открытым педагогическим форумом  http://festival.1september.ru/
  •    «Дошколёнок». Журнал для умных деток и их родителей. Обучение и развлечение дошколят. Развитие речи, забавная математика, детская психология, уроки изобразительного искусства, игры и конкурсы http://www.kindereducation.com
  •  Сайт для воспитателей детского сада «Планета Детства» Методические материалы, публикации http://planetadetstva.net/
  • Maam.ru – международный образовательный портал Методические материалы, публикации http://www.maam.ru/
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»